Когда заходит речь об искусственном интеллекте (ИИ), первое, что многим приходит на ум, это генерирование текста, картинок, чат-боты GigaChat, ChatGPT или что-то подобное.
Конечно, пользоваться ими интересно, задавать вопросы увлекательно, а ответы нейросетей бывают полезными, но где здесь ощутимая экономическая польза? Она рядом. ИИ-ассистент, разработанный командой системного интегратора DBI, — классический пример способности минимальными средствами и оптимальными техническими решениями поставить искусственный интеллект на службу бизнесу.
Рассказывает руководитель департамента бизнес-приложений компании DBI Александр Худолев.
Сегодня классический искусственный интеллект имитирует поведение человека в реальной экономике, исключая его ошибки и ускоряя принятие решений в сотни раз. Например, он неплохо работает с табличными данными, справляется с прогнозированием спроса на товары из складских запасов, подготовкой бизнес-рекомендаций.
Неудивительно, что почти 90% российских компаний рассматривают возможность внедрения в свою работу искусственного интеллекта для анализа данных.
Согласно результатам исследования, проведенного российской вендорской Группой Arenadata в 2025 году, 40,4% опрошенных респондентов уже запустили пилотные проекты с ИИ, 26% изучают возможности технологии, а 23,1% активно используют искусственный интеллект в рабочих процессах.
ИИ-ассистенты – сейчас наиболее востребованные решения в сфере классического искусственного интеллекта. Объединенные с различными базами знаний (история заказов, HR, продуктовые предложения и т.д.), ИИ-ассистенты, они же чат-боты, играют существенную роль в работе с информацией. Прежде всего звуковой и текстовой.
По сути, ИИ-ассистент — это виртуальный помощник, который помогает отвечать на вопросы, ищет информацию, дает советы. Имитируя общение, ИИ-ассистент использует загруженный в него человеческий опыт и действует быстрее и эффективнее. На практике это может выглядеть по-разному. История нашего ИИ-ассистента такова.
Почти каждая фирма в своей деятельности сталкивается с информационной перегрузкой вследствие многочисленных планерок, совещаний, деловых встреч.
Подобные коммуникации часто необходимы в бизнесе для решения общих командных задач и учета профессиональных позиций и замечаний, без знания которых велик риск совершения ошибок.
Однако это трудоемкий формат корпоративного взаимодействия:
Для решения этой задачи мы пошли по пути создания локальной IT-системы, предназначенной для обработки материалов встреч, а также независимой от внешних провайдеров.
Мы стремились обеспечить:
Мы разработали ИИ-ассистент на базе оркестратора N8N — open source USB решения. В качестве интерфейса и доставщика результатов распознавания информации выступает Mattermost Bot.
Для машинного обучения специалисты DBI использовали модель распознавания и транскрипции речи Whisper, которая поддерживает более ста языков.
В качестве фреймворка, для запуска и управления большими языковыми моделями (LLM), выбрали Ollama. В нем использовали генеративную модель Локальная LLM Gemma 3 12b. По мощности и качеству ответов она близка к модели Deep Seek. При этом требует гораздо меньше ресурсов для работы.
Для хранения временных файлов предназначено S3-хранилище MinIO.
Работу нашего ИИ-ассистента можно разделить на три этапа.
1. Запись встречи
2. Обработка с помощью оркестрации в N8N
3. Доставка результата
Бот отправляет пользователю в Mattermost:
В итоге, используя ИИ-ассистента, компания DBI получила такие преимущества, как:
Внутри компании DBI внедрение ИИ-ассистента не представляло значительных технических сложностей. Но, не все фирмы обладают развитыми IT-компетенциями. Поэтому, если вы решили, что в работе необходим такой искусственный интеллект, важно учитывать его требования к информационной инфраструктуре.
Чтобы не было проблем с обработкой данных, нужны адекватные серверные ресурсы. Обязательно наличие соответствующих технических экспертных компетенций у специалистов, внедряющих решение.
Также очень важно следить за качеством моделей. Не столь уж много open source решений, представленных на отечественном рынке, хорошо работают с русским языком. Поэтому правильный выбор модели – один из ключевых моментов, на который мы рекомендуем обратить внимание.
А лучше, доверьте весь проект профессионалам. Наш e-mail contact@DBI.ru. Пишите, обсудим.
Наш менеджер свяжется в течение 2х часов