Системы управления доходами (Revenue Management System) выступают одной из основ экономической устойчивости авиакомпаний, помогают анализировать рынок и генерировать возможности будущего финансового роста. Все эти задачи в компании «Уральские авиалинии» сегодня успешно решает эксклюзивное приложение RMS, созданное специалистами DBI. Подробности кейса — в интервью руководителя проектной команды DBI Сергея Харитонова.
Сергей, системный интегратор DBI ежегодно реализует порядка 130 проектов. Какое место в этом ряду занимает кейс RMS для Ural Airlines?
— Я был назвал его Проектом Года, новой вехой, историческим этапом в работе DBI. Любое из этих определений будет верным. Потому что кейс «Уральских авиалиний» — яркий пример не только успешной технической реализации идей, но и что, на мой взгляд, еще более важно, качественного менеджмента, высочайшего уровня командного взаимодействия заказчика и исполнителя, на который мы вышли.
Проект был сложным?
— Да, более чем. И не только в силу специфики импортозамещения цифровых решений ушедших западных вендоров. В принципе, российский рынок этим сейчас активно живет. Многие фирмы занимаются заменой IT-сервисов для корпоративных клиентов.
Для многолетнего партнера DBI ОАО АК «Уральские авиалинии» проект RMS является стратегически важным. От системы зависит управление корпоративной доходностью, динамика продаж авиабилетов, а значит, и организация авиарейсов. Поэтому на нас возлагалась не просто большая ответственность за качественную реализацию технологического сервиса.
К тому же, в нашем случае речь шла о проекте с нуля, без каких-либо четко прописанных требований, технического задания. От описания текущих систем, формирования и сбора требований до релиза полноценной версии приложения, покрывающей весь функционал RMS – все это очень серьезный объем работы. И мы с задачей справились.
В кратчайшие сроки, менее чем за год, DBI создал для Ural Airlines MVP – версию приложения. То есть, пока еще не идеальный, но уже работающий продукт, который выполняет основную функцию. Я уверен, что это был блестящий промежуточный результат.
Как удалось добиться поставленной цели?
— Если ответить кратко, то благодаря эффективному командному взаимодействию, которое не выразишь в цифрах и символах кода. Квинтэссенция лучших современных административных практик и гибких методологий, её применение в данном проекте, позволило нам снизить календарные сроки, обеспечить поставку функционала, полную прозрачность процессов и максимальное качество реализации программных идей.
RMS – результат действительно общей огромной работы, уникальных подходов к созданию внутренних коммуникаций между командой DBI и стейкхолдерами.
В каждый конкретный момент команда разработчиков четко представляла себе где мы находимся, куда движемся, что получается и в какой части необходимо усилиться. Мы выстроили идеальную картину отслеживания процесса. Люди никогда не простаивали, но и не попадали в режим жесткого deadline.
Это принципиальный момент в современной цифровой экономике, где талантливых инженеров немало, а вот системное управление проектами часто «хромает».
Способность выполнить столь трудоемкий, сложный и масштабный проект за год – то, что выгодно выделяет DBI на IT-рынке.
Насколько значительные силы были задействованы в работе над проектом RMS?
— Давайте примерно подсчитаем. В общую команду вошли 12 активных разработчиков из различных технических отделов DBI, архитектор, два DevOps-инженера. Отдельно упомяну группу дизайна, в которой работали продуктовый аналитик, UI/UX-аналитик и непосредственно дизайнер, занятый визуализацией функционала приложения. Кроме того, по мере необходимости, параллельно мы привлекали экспертов из других подразделений. В совокупности в проекте RMS были заняты более 20 инженеров только из DBI и это, не считая специалистов со стороны «Уральских авиалиний».
Мы много говорим о человеческом факторе, но, наверное, стоит рассказать и о технологиях, на которых создан сервис RMS?
— В части технологий, которые использовались при работе над проектом RMS, мы вряд чем-то очень удивим опытных профессионалов.
Основным языком программирования был C#(.NET). Он кроссплатформенный, достаточно гибкий, надежный. C# (.NET позволил нам применить качественные решения для реализации данной системы, а также обеспечил потенциал производительности в сфере работы с большими массивами данных.
В качестве ядра данных мы использовали СУБД PostgreSQL — FOSS RDBMS. Развертывание провели на платформе Yandex Cloud.
Entity Framework Core у нас служит для организации доступа к данным. Функции обмена информацией между блоками выполняет RabbitMQ.
При разработке интерфейса задействовали React (js/ts) — FOSS.
Некоторые отдельные компоненты, мы написали самостоятельно, а в основном нет никакой экзотики. Но, как все знают, в музыке семь нот, в алфавите только 33 буквы, при этом произведения у всех получаются очень разные. Так и в IT, многое зависит от таланта инженеров и эффективности командного взаимодействия.
Можешь охарактеризовать результат работы DBI в проекте RMS. Что получилось в итоге?
— Сразу уточню, мы говорим о предварительном результате. У проекта по-прежнему активный статус.
Мы создали независимое, эксклюзивное решение с большим потенциалом развития, и к тому же, не представленное на рынке. Оно сделано, что называется «под себя», — для конкретного заказчика и непосредственно учитывает его сегодняшние потребности, пользовательский опыт и обозначенные тренды будущих изменений. В приложении работают порядка 50 сотрудников «Уральских авиалиний». RMS уже дает возможность бизнесу холдинга успешно конкурировать на рынке авиаперевозок в сфере работы с клиентами и организации полетов.
Вместе с тем, архитектурное ядро RMS позволяет масштабировать систему, увеличивать необходимые показатели производительности. Именно на этом сейчас сосредоточена команда DBI. Мы развиваем приложение и хотим сделать RMS одним из самых лучших в отрасли пассажирских авиаперевозок в России. Наши деловые партнеры «за». Не сомневаюсь, что так и будет.
«С IT-компанией DBI мы сотрудничаем с 2016 г. и с каждый годом наше взаимодействие становится более насыщенным и плодотворным. Особенно на современном этапе, когда перед нашей компанией, как и перед российской авиаотраслью в целом, в полный рост встал вопрос отказа от иностранных вендорских решений.
Команда DBI помогает повышать эффективность нашей цифровой платформы. Причем каждый проект, а их немало, реализует максимально быстро, качественно и, что немаловажно, очень комфортно для нас. Ребята проводят трансформацию функций, поддерживают и создают новые программные приложения в действующем большом и сложном бизнесе воздушных перевозок.
Именно так можно оценить крупную разработку DBI для «Уральских авиалиний» RMS — систему управления доходностью предприятия. Это не только пример импортозамещения, которое в любом случае неизбежно, но также и показатель уровня зрелости отечественной цифровой экономики.
Недавно мы провели аудит RMS на уязвимость к несанкционированному воздействию и результат превзошел ожидания. Приложение, созданное системным интегратором DBI, очень устойчивое и надежное.
Естественно, что мы продолжаем активно работать с DBI. У нашего партнерства есть большой потенциал роста», — Ольга Игошева, заместитель коммерческого директора, ОАО АК «Уральские авиалинии».
Ссылка на наш проект на Global CIO https://globalcio.ru/projectoftheyear/list/44297/
Наш менеджер свяжется в течение 2х часов