RPA: быстрее, точнее, эффективнее

20.02.2025
liner liner

Использование программных роботов позволяет автоматизировать множество рутинных шаблонных задач. Вместе с тем, как и каждая IT-технология, RPA имеет свои нюансы, которые необходимо учитывать. Об особенностях применения RPA в бизнесе рассказывает руководитель департамента бизнес-приложений компании DBI Александр Худолев.

 

Автоматизация задач

RPA (Robotic Process Automation) имитирует работу пользователя на компьютере взаимодействуя с интерфейсом системы. Программа предназначена для автоматизации процессов, укладывающихся в чёткие алгоритмы.

RPA  эволюционировала из старых программ, которые на заре развития технологии эмулировали, то есть, имитировали, воспроизводили нажатие мышки человеком в определенном месте экрана или ввод текста с клавиатуры.

В настоящее время RPA включает в себя гораздо больше инструментов для взаимодействия с человеком и программными системами, которые позволяют автоматизировать множество рутинных шаблонных задач с использованием программных роботов.  На сегодняшний день RPA работает с любыми существующими приложениями и с большей частью интерфейсов, представленных на цифровом рынке.

 

 Преимущества RPA

Свою главную задачу – автоматизацию типовых процедур, RPA решает быстрее классической автоматизации, предполагающей использование интеграционных шин или специальную программную разработку.

В числе преимуществ RPA:

  • ускорение выполнения и повышение качества бизнес-процессов;
  • улучшение комплаенса и уменьшение операционных рисков в связи с тем, что роботы не ошибаются (если, конечно, они правильно запрограммированы);
  • большая вовлеченность сотрудников и их удовлетворенность работой (роботы берут на себя рутинные задачи, оставляя стратегию развития людям);
  • быстрая окупаемость проекта.

 

 Расширение пространства возможностей

Когда говорят о возможностях использования программных роботов, то чаще всего акцентируют внимание на работе с сайтами и приложениями. Да, программный робот полностью видит сайт и может взаимодействовать со всеми его кнопками, ссылками, полями ввода, веб-страницами несоизмеримо быстрее, чем если бы это делал человек. При этом RPA принимает решения на основании формальных правил, которые задал им разработчик либо бизнес-пользователь. И таких решений может быть много.

RPA можно настроить на работу с файлами и папками, классифицирование и распознавание текста, построение отчетов, сравнение данных, заполнение форм и документов на сайтах либо в приложениях, написание текстов по правилам, заданным человеком и соответствующим требованиям бизнеса.

Программные роботы способны точно копировать и быстро переносить данные из одного приложения в другое, что особенно важно, если отсутствует возможность интеграции между системами.

Разбор корреспонденции и перенаправление задач, поступающих через почту, – также задача для RPA.

 

Применение в бизнесе

Количество используемых в бизнесе различных систем и приложений, с которыми может взаимодействовать RPA, увеличивается.  Помимо уже упомянутых офисных приложений и почтовых клиентов, это — браузеры, мессенджеры и чаты, программы оптического распознавании символов (OCR), PDF, государственные информационные ресурсы, ERP-системы, такие как SAP, 1C, банковские программы.

Одно из преимуществ роботов заключается в их способности работать не только с локальными файлами и системами, но и с удаленными приложениями посредством Citrix/MS RDP.

Безусловно, для бизнеса наиболее интересна эффективность RPA в ERP-системах.

Прежде всего следует выделить сферу закупок и логистики, где программные роботы помогают обрабатывать и мониторить заказы, управлять транспортировкой, подбирать маршруты, управлять возвратами, фиксировать и реагировать на недостачи, формировать первичные документы и др.

Финансы и бухгалтерия, HR, обслуживание клиентов, — многие сферы применения роботов вы можете назвать сами. Практически каждый из нас сталкивался с роботизированной обработкой обращений в банках или на маркетплейсах. Это — видимая часть использования программных роботов в обслуживании клиентов. Но есть и то, что, остается за кадром: автоматизированная обработка, управление и мониторинг заказов по заданному алгоритму, информирование о стадии выполнения заказа. Управление документооборотом с клиентами часто также переводится на роботов.

 

RPA и ESB

Конечно, автоматизацию бизнес-процессов можно осуществить и без программных роботов. С этой целью   нередко применяются интеграционные шины ESB. Но, это — разные технологии и поэтому для правильного выбора способа повышения эффективности бизнеса в данном направлении важно представлять себе отличия RPA от ESB (Enterprise Service Bus).

RPA-системы чаще используют для автоматизации решения задач, выполняемых людьми, где взаимодействие с пользовательским интерфейсом является критичным или нужно встроенное OCR. В ситуациях, где процессы предсказуемы и стандартизированы, благодаря четко прописанным инструкциям и схемам бизнес-процессов, по которым достаточно легко настроить робота. А также, когда нужно быстро настроить автоматизацию без глубокого изменения существующей архитектуры, так как роботы взаимодействуют с интерфейсом, который уже есть в программах.

С другой стороны, ESB применяют в следующих случаях.

  • В организациях с множеством систем, которые требуют надежной интеграции и общения между собой в многопоточном режиме (один же лицензионный робот, как правило, работает в одной системе).
  • Когда требуется централизованное управление обменом данными и сообщениями. Например, используя распределенную систему для обработки потоков данных в режиме реального времени Apache Kafka либо MDM-платформы управления корпоративными данными.
  • Для создания сложных архитектур, требующих взаимодействия множества сервисов и приложений.

Стоит отметить, что, хотя RPA от ESB решают разные задачи, они могут дополнять друг друга. Например, RPA может применяться для автоматизации процессов, которые затем интегрируются через ESB с другими системами.

Правильный выбор зависит от специфики бизнеса, существующей IT-архитектуры и целей автоматизации и интеграции.

 

Робот + человек

По оценкам специалистов, эффект от роботизации заметен уже на первых этапах внедрения Robotic Process Automation. 70% компаний окупили затраты на RPA менее чем за год. 80% трудоемких задач можно сократить с помощью RPA-технологий. Также за счет применения RPA можно сократить 30% расходов. Один программный робот в среднем стоит чуть меньше годовой зарплаты линейного сотрудника.

Однако, не стоит забывать, что RPA – не просто технология, находящаяся в рамках профессионального сопровождения IT-департамента компании. Внедрение RPA представляет собой процесс, требующий стратегического планирования, изменения корпоративной организационной культуры, учета возможных вызовов и активного участия сотрудников.

Персоналу потребуется время на обучение и адаптацию к новым цифровым инструментам. IT-специалистам необходимо будет обеспечить защиту данных, особенно если RPA обрабатывает конфиденциальную информацию.

Выбор роботизированных решений также имеет значение. У компании DBI есть опыт работы с SaluteRPA и Pix RPA. Возможности данных платформ   мы хорошо знаем и свои компетенции можем использовать для развития вашего бизнеса. Пишите contact@DBI.ru. Мы ответим.

Расскажите о своем проекте и мы решим вашу задачу

Наш менеджер свяжется в течение 2х часов

Оставляя заявку, вы даете согласие на обработку персональных данных